К сборнику «Приключения Буратино». Дистанционный смотритель

Конец проекта «Буратино» – Да здравствует буратинизм!

14 апреля 2025


Прослушал цикл «Приключения Буратино» Алексея Брусницына в исполнении Сергея Чонишвили. Возможно, когда-нибудь прочитаю на бумаге или в электронном виде. Признаюсь, книга меня потрясла. Современные русскоязычные авторы крайне редко так удивляют. Вероятно, потому, что часто пишут о том, что видят со стороны, а не изнутри. И даже те, кто по-купрински постигает жизнь через личный опыт, не всегда убедительны.

Постараюсь обобщить свой читательский опыт знакомства с тетралогией А.Брусницына в данной статье. Заранее приношу извинения за скоропалительность суждений и отсутствие литературно-критической глубины. Просто спешу поделиться с вами радостью от прочтения.

Времени нет

Название романа символично и многогранно. Правда, замечаешь это лишь по прочтении эпилога четвёртой книги. Вначале кажется, что речь идёт о жизни конкретного человека в конкретное время. Советский учёный создаёт искусственный интеллект «Буратино». Он страдает от моральных унижений со стороны чересчур интеллигентной супруги. Вместе с любимой страной потеряв жизненные ориентиры, Антон Сергеевич пытается как-то существовать. Он изо всех сил цепляется за жизнь. даже когда неизлечимо заболел. После операции на мозге в Израиле он попадает во времена Понтия Пилата, где проживает короткую жизнь гладиатора. И вновь возвращается в реальность.

У главного героя нет времени то на любимое дело, то на личную жизнь, то вообще на жизнь. Но смысл, повторю, не только в отсутствии конкретного времени у конкретного человека. На самом деле… А что это такое – на самом деле? Может, оно не такое уж и самое? Какая реальность реальна? Та, которую видим открытыми глазами, или та, что во сне? И есть ли время вообще, особенно во время сна?

Первый роман не про «попаданцев», как это кажется на первый взгляд. Это лишь начало тяжёлых размышлений о смысле жизни, о судьбах человечества, о политике, истории, религии.

Алгоритм жизни заложен некой мыслящей субстанцией, являющейся создателем всего сущего не Земле. В том числе и человека. В результате мы получаем истинный смысл человеческой жизни – найти своего создателя, прийти к нему и прояснить у него свои сокровенные вопросы

Гладиаторы в исполнении нейросети "Кандински"

Гладиаторы в исполнении нейросети “Кандински”

Новейший Завет

Герой второго романа – блогер. Максим Одинцов – это второй по значимости (после Буратино) персонаж всего цикла. Изначально Один противится идее гипносна, который, по его мнению, уведёт человечество от реальности в вымышленный мир. Ряд событий, пережитых им во время гипносна, изменяет его отношение к проблеме. Спасая человечество от угрозы виртуально, он решает посвятить жизнь этому на самом деле.

В этом романе, как я уже писал прежде, много рассуждений и философских споров. Но динамичность «шпионской» сюжетной линии не даёт скучать. При первом прочтении не совсем понял, кто же является антагонистом. Позднее он был назван: это капитал, мир денег.

Утопия в исполнении нейросети "Кандински"

Утопия в исполнении нейросети “Кандински”

Игра снов

А это уже антиутопия. Главный герой этого романа не имеет имени, у него только номер – 32-08. Он живёт примерно через 100 лет после создания Буратино. Живёт – громко сказано. Скорее существует, выполняя тяжёлую бесполезную работу, чтобы иметь возможность по её окончании погружаться в гипносон и играть во сне в виртуальные игры

В игре «Время ведьм» в средневековом сеттинге его имя – Закарий Вендер. Это имя он выбирает и в реальности, восставая против несправедливости существующего порядка. Его союзниками по борьбе со злом выступают Буратино, принявший человеческий образ, и Максим Одинцов, постаревший борец за счастливое будущее человечества.

Одна из главных идей этой книги – то, что человека можно и нужно воспитывать. Я не спорю с автором, но хочу уточнить: делать это надо постоянно, потому что наследственность и среда – не менее важные факторы. Вот только вслед за героями романа задаю вопрос: а кто будет воспитывать? Выступающий на стороне антагониста (см.выше) приводит в качестве примера падение идеологической системы коммунизма. Пример яркий, но не забываем, что падение было искусственным и главной причиной перестраивания сознания на новые рельсы стало как раз воспитание. Зло не думает о моральной стороне принятия/непринятия решений. И пока именно оно ведёт свою игру.

За горизонтом событий

Четвёртый роман повествует о нашем времени. Чувствуется автобиографическая основа. Александр Невструев – врач-психиатр, мечтающий стать писателем. После начала СВО жена уговорила его переехать в Израиль. Эпизод с израильской тюрьмой – настоящая изюминка на торте. В тюрьме незадачливому писателю предложили поучаствовать в эксперименте с гипносном. Сон о далёком будущем столь ярок и реален, что страницы романа Невструева пишутся сами собой.

В какой-то момент перед главным героем и читателями встаёт вопрос: а где же настоящая реальность? Здесь, в не слишком уютном Израиле-2024, или там, в будущем XXV веке. Ответ дан, но лучше его осмыслить его после самостоятельного прочтения. Возможно, мнения читателей не совпадут.

В эпилоге звучит мысль о том, что воспитание будущего человечества надо доверить искусственному интеллекту, потому что порочное начало внутри человека постарается взять верх. Буратино вновь вне тела, но теперь он готов к выполнению своей главной задачи – созданию будущего. Он свободен от эмоций, эгоистических желаний и религиозности (главный инструмент создания рабства), а люди, которых он воспитает, свободны от оков Земли. Да здравствует буратинизм?

Как ни называй раба, господином или товарищем, его ярмо от этого легче не станет!

Вторая половина тетралогии Алексея Брусницына «Приключения Буратино» удивила. Во-первых, увлекательным переплетением виртуального и реального. Во-вторых, злободневностью и в то же время вневременным характером проблематики. Но больше всего меня поразила внежанровость этого цельного произведения. Признаюсь, в последние годы попытки раздвинуть узкие границы тематических жанров некоторыми писателями выглядели как приговор серьёзной литературе. Читатели привыкли к чему-то конкретному. Например, если нравятся истории про вампиров, то вставки про роботов или космос в этих историях смотрятся довольно глупо. А инъекции реализма в беллетристику и подавно вызывают отторжение. В «Приключениях Буратино» современная реальность – это необходимая часть литературного пространства. Фантастика же здесь не средство ухода от постылой действительности, а необходимый метод исследования жизни. Пожалуй, это наиболее приемлемая форма донесения Мысли Писателя до Читателя. Во всяком случае – честная: вымысел всегда фантастичен, только не все, как фантасты, принимают это за аксиому.

Космический корабль с новыми Адамом и Евой мчит в сторону Эдема. Управляет будущим человечества ИИ "Буратино"

Космический корабль с новыми Адамом и Евой мчит в сторону Эдема. Управляет будущим человечества ИИ “Буратино”

Читали «Приключения Буратино» А.Брусницына?

Источник: https://dzen.ru/id/6099160a1303c71592ffb1ab


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *